КАК ПОСТУПИТЬ, КОГДА НЕ УСПЕВАЕШЬ

11/06/2015

Когда суд выносит решение, не устраивающее одну из сторон, эта сторона, как правило, намеревается его обжаловать. Но в силу ряда причин откладывает подачу жалобы в «долгий ящик», успокаивая себя мыслью о том, что срок подачи апелляционной (частной) жалобы достаточно долог: для апелляционной жалобы – месяц и то – с момента изготовления решения суда в окончательной форме, для частной жалобы – 15 дней. Однако проходит и этот долгий срок, и вот на подачу жалобу у стороны остается буквально один или два дня.

Есть два варианта развития событий. Первый – когда срок обжалования уже пропущен, сторона вправе просить у суда о восстановлении этого срока. В этом случае жалоба подается с заявлением, в котором сторона ставит вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока. Но необходимо иметь в виду – для этого нужно доказать, что в силу неких уважительных, не зависящих от стороны причин, и был пропущен этот срок. Соответственно, потребуются определенные документы. Уважительна та или иная причина, либо нет, решает суд (в судах общей юрисдикции – суд первой инстанции в судебном заседании, в арбитражных судах – единолично судья при решении вопроса о принятии жалобы к производству). Отсюда, уважительность – категория оценочная и целиком зависит от усмотрения судьи – может и не признать и отказать в восстановлении срока. Кроме того, даже при наличии уважительных причин восстановление срока – это право, а не обязанность суда. То есть отказ может быть и при наличии уважительных причин. Безусловно, определение суда общей юрисдикции об отказе в восстановлении срока может быть обжаловано, а если в восстановлении срока отказал судья арбитражного апелляционного суда – сторона может обратиться сразу же в кассационную инстанцию. Но это – опять время и, подчас, нервотрепка.

Поэтому самый удобный вариант при «поджимающих» сроках – «летучка», краткая или, как еще говорят, «малая» жалоба. А как же обращение к юристу, спросите вы? Совершенно верно, но учтите – юрист – тоже человек и для подготовки мотивированной жалобы ему нужно время не только для того, чтобы изучить оспариваемое решение, но и все дело в целом. Ведь решение – это интерпретация событий только лишь судьей, ну, или той стороной, в пользу которой состоялось решение. В деле же могут оказаться документы, указывающие на обстоятельства, оставленные судом без внимания. И вот эти-то документы юристу и нужно изучить, прежде, чем «сесть» за составление жалобы. На изучение материалов дела как раз и необходимо время, особенно, если дело объемное, состоящее из нескольких томов. И только после того, как все это будет изучено и проанализировано, юрист сможет составить мотивированную жалобу. А до тех пор, пока этого не произошло, жлоба может быть подана в кратком варианте. Причем составить и подать ее может тот самый юрист, к которому вы обратитесь за помощью.

В краткой или «малой» жалобе достаточно просто сослаться на оспариваемое решение суда, свое несогласие с ним и изложить просьбу. Затем жалоба оплачивается государственной пошлиной и подается. Все – срок прервался. Скажу больше – он прервался даже в том случае, если нет времени отвезти жалобу в канцелярию суда, и вы вынуждены отправить ее по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. После отправки жалобы и прерывания срока можно со спокойной душой изучать и анализировать материалы дела, сопоставлять их с содержанием оспариваемого решения и готовить развернутую, мотивированную, обоснованную жалобу (правда, в этом случае целесообразно именовать ее дополнением к жалобе – порой на несколько десятков страниц, поверьте, приходилось писать лично!).

После поступления такой, пока еще не мотивированной, жалобы у суда два пути – либо оставить ее без движения и предложить подателю обосновать ее, либо – для суда общей юрисдикции – направить ее в вышестоящий суд, для арбитражного суда – вынести определение о принятии к производству и назначении судебного заседания. Но в обоих случаях сторона выигрывает время и вполне способна подать то самое дополнение, о котором мы говорили выше. Если без движения жалобу оставил суд общей юрисдикции, дополнение подается в суд первой инстанции, после чего дело отправляется в вышестоящий суд, а если арбитражный – непосредственно в канцелярию арбитражного апелляционного суда. Когда дело с «малой» жалобой направляется в апелляционную инстанцию суд общей юрисдикции, дополнение может быть представлено уже в канцелярию верховного или областного суда, наделенного полномочиями апелляционной инстанции. То же происходит и при принятии «малой» апелляционной жалобы арбитражным апелляционным судом. В крайнем случае, дополнение можно представить и непосредственно на судебное заседание. Делать это, конечно, не рекомендуется, ибо все доводы должны быть представлены заблаговременно – и суду, и противоположной стороне, а поскольку вы поступили иным образом, рискуете быть обвиненными в злоупотреблении процессуальными правами, и вам могут отказать в принятии и приобщении дополнений. Но – подчеркну – как крайний вариант использовать можно.

Вернуться в раздел Советы