ИСПОЛНИТЕЛЬ, ПРОДАВЕЦ – НИ ИП, НИ ЮРЛИЦО…

03/09/2017

Когда возникают какие-либо претензии по поводу качества товара, приобретенного в магазине, качества работ, выполненных ремонтно-отделочной фирмой, то никому и голову не придется ломать по поводу того, каким законом руководствоваться. Ясное дело – Законом РФ о защите прав потребителей. С одной стороны – заказчик-гражданин, приобретающий товар, заказывающий работу (услугу) для удовлетворения личных (бытовых) потребностей. С другой – организация или индивидуальный предприниматель, специализирующийся на продаже таких товаров, выполнении работ (оказании услуг) по заказу граждан-потребителей. Сомнения возникают тогда, когда и заказчик – гражданин-потребитель, например, заказывающий изготовление и установку шкафа-купе, и в то же время – исполнитель – тоже гражданин, не обладающий статусом индивидуального предпринимателя и действующий от своего имени, а не от имени некоей фирмы-исполнителя. Как тогда быть?

Закон РФ о защите прав потребителей, как известно, наиболее благоприятствует самому потребителю, чем исполнителю (продавцу). Можно сказать, что через него красной нитью проходит лозунг о том, что потребитель всегда прав – тут и повышенная гарантия защиты прав потребителя, повышенная ответственность исполнителя (продавца), побольше прав у клиента (потребителя), побольше обязанностей у продавца (исполнителя, изготовителя). При предъявлении в суд иска, основанного на нормах этого закона, истец не платит государственную пошлину. Презюмируется (предполагается), что нарушением прав потребителя гражданину всегда причиняется моральный вред, независимо от материального ущерба. По Закону о защите прав потребителей с недобросовестного исполнителя взыскивается в пользу потребителя штраф в размере 50 % от присужденной суммы – за отказ добровольно удовлетворить его законные требования. Поэтому, для гражданина, «огорченного» другим гражданином, плохо сделавшим ремонт, но не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, и здесь выгодно, чтобы их отношения регулировал именно Закон РФ о защите прав потребителей, а не просто (вернее – не только) Гражданский кодекс РФ.

Спешу обрадовать – именно так оно есть – в полном объеме возникшие правоотношения подпадают под нормы Закона РФ о защите прав потребителей. И формальное отсутствие статуса индивидуального предпринимателя тут совершенно не причем.

Предположим, необходимо, чтобы вашу ванную комнату выложили кафельной плиткой. Сами вы в этих вопросах – не специалист, максимум, что можете – отодрать ранее наклеенные на стены ванной обои. Соответственно, необходим мастер. Где будете искать? Если никто из знакомых никого посоветовать не может, обратимся к объявлениям – ибо интернет-ресурсов, рекламирующих разного рода работы и услуги (в том числе, ремонтно-отделочные) – великое множество и все пестрят номерами телефонов и адресами достойных мастеров этого нелегкого дела. Подобного рода объявления, естественно, дают не новички, а люди, которые имеют определенный опыт, набили, так сказать, руку на выполнении тех или иных работ, потому что занимались ими по заказу если не всю жизнь, то бОльшую ее часть. Да если даже к подобному человеку вы обратились по чьей-то дружеской рекомендации – друг тоже будет советовать человека, «плавающего» на рынке определенных работ (услуг) весьма давно. Подытоживая – вне зависимости от формального наличия, либо отсутствия статуса индивидуального предпринимателя, человек, постоянно, систематически оказывающий услуги (выполняющий) работы для неопределенного круга лиц обращающихся к нему через различного рода ресурсы (источники) фактически осуществляет предпринимательскую деятельность. И эта предпринимательская деятельность носит узкую направленность, если хотите, – специализацию – выполнение работ, оказание услуг (также – продажа товаров, изготовление чего-либо) для потребителей на возмездной основе. Думаю, многие услышали знакомые нотки – примерно так в преамбуле Закона РФ о защите прав потребителей дается определение, соответственно, продавцу, изготовителю, исполнителю.

Ну, а раз так, то независимо от того, что нет «статуса ИП», в случае каких-то нарушений – брака в работе, нарушения оговоренных сроков и т.д., предъявляем к нарушителю требования, основанные на Законе о защите прав потребителей. Здесь я имею в виду требования о специальной неустойке, предусмотренной этим Законом (если, конечно, не указали неустойку в договоре), требования о компенсации морального вреда и 50 %-ного штрафа. И, конечно, про госпошлину при подаче в суд не забываем – никаких оплат, вы же потребители, чьи права нарушены.

То, что я описываю здесь, к сожалению, в самом Законе о защите прав потребителей, да и в Гражданском кодекса РФ, не указано. Нет и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, Обзоров практики Президиума ВС РФ, Судебной коллегии по гражданским делам. Есть весьма разрозненная судебная практика по различным регионам, которой пользуюсь и я при обращении ко мне клиентов, да и при написании этой статьи тоже. Говорю «к сожалению» потому, что многие судьи, к которым поступают на рассмотрение описанные выше иски между гражданами, оставляют их без движения из-за неоплаты государственной пошлины, рассматривая по существу – оказывают в части компенсации морального вреда, взыскания штрафа. Из-за отсутствия четкого законодательного регулирования и общих разъяснений высшего судебного органа страны, такие судьи смотрят только на формальные признаки – нет статуса предпринимателя, то нет и Закона о защите прав потребителей. Здесь я советую «подстраховаться» самим клиентам – указать в иске побольше мотивировки, почему именно мы считаем, что возникший спор регулируется «потребительским» законом, добавить ссылки на статьи, материалы судебной практики.

Вернуться в раздел Советы