ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН: ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЯ - ВСЕ, КАК ОБЫЧНО И ДАЖЕ ПРОЩЕ


Как получить юридическую помощь бесплатно

03/05/2014

С высоким темпом развития информационных технологий, заказ различных товаров при помощи «всемирной паутины» приобретает все больший и больший размах. И если хотя бы лет 8-9 назад все это только начиналось и покупка чего-либо при помощи интернета было настоящей диковинкой, то теперь ситуация в корне поменялась. Согласитесь, гораздо удобнее, не выходя из дома, найти на интересующем тебя портале нужный тебе товар, нажать кнопочку с надписью «Заказать» или «Купить», а потом только ждать звонка с указанием места получения товара или же самой доставки. Товар можно платить предварительно, перечислив деньги таким же способом, например, с банковской карты на указанные реквизиты, либо внести оплату непосредственно при получении товара.

С развитием интернет-магазинов развивается и законодательство . Так, в Законе РФ «О защите прав потребителей» еще с 2004 г. существует специальная статья 26.1 «Дистанционный способ продажи товара», поскольку именно так на языке законодательства и именуется реализация товара как интернет-магазин как один из вариантов дистанционного способа продажи. Существуют и другие варианты – описание товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи) и все иное, что исключает возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара.

Чем же прост интернет-магазин? В первую очередь тем, что покупка в таком магазине практически не требует оформления никаких бумаг. Многие ведь считают, что заключение договора сопровождается подписанием некоего двустороннего документа, требующего предварительного изучения, разъяснения неясностей и т.д. А, между тем, нажав вот ту самую кнопочку – «Заказать» или «Купить», потенциальный покупатель уже заключил с потенциальным продавцом договор купли-продажи, причем без особых временных затрат на подготовку, изучение и подписание письменного договора. В самом деле – изучая портал, потенциальный покупатель-потребитель уже знает, что он намерен приобрести, каковы свойства желаемого товара, какую цену и в каком порядке он готов оплатить. Нажимая кнопку, он уже выражает готовность получить товар и оплатить его. Потенциальный продавец же, размещая информацию о товаре и своей ценовой политики в отношении этого товара, готов его продать.

Итак, договор заключен, теперь осталось дело за доставкой товара. Нередко бывает и так, что заказав товар при помощи интернет-магазина, потребитель начинает сомневаться – нужен ли он ему. Причин этому может быть несколько – необходимость в товаре отпала, нашел такой же, но по более низкой цене, и т.д. Еще один плюс интернет-магазина в том, что покупатель вправе без объяснения причин и существенных для себя препятствий отказаться от заказанного товара, если в нем отпала необходимость. Всем известно, что при покупке чего-либо в обычном магазине сделать это достаточно проблематично. Собственно говоря, для этого должны быть существенные причины, прямо оговоренные в законе, – ненадлежащее качество, не подходящий размер, фасон и т.д. Причем нередко все это нужно обосновывать, порой судиться, проводить экспертные исследования и т.д. При дистанционном способе эти сложности исчезают – не нужен заказанный товар – сообщи об этом продавцу в любое время до его доставки, тебе его и не привезут. Даже если товар уже у тебя на руках – сообщи продавцу о том же в течение недели, и товар у тебя заберут. Более того, если ты за товар (неважно – доставленный или недоставленный) уже внес предоплату, тебе ее обязаны вернуть в 10-дневный срок с того дня, как ты потребовал возврата, правда, если товар тебе все же успели привезти, – за вычетом расходов на доставку. И никаких штрафных санкций за отказ от товара продавец с тебя брать не вправе!

Если же товар покупателю действительно нужен, он намерен пользоваться им, но вдруг замечает, что он, мягко скажем, некачественный, применяются общие правила Закона РФ «О защите прав потребителей», позволяющие потребителю в качестве одного из способов защиты своих прав поставить вопрос о расторжении договора и возврате продавцом денежных средств, уплаченных за товар. Товар может быть возвращен и в том случае, если он надлежащего качества, но не подходит по размеру, цвету, фасону и т.д. Но если при покупке в обычном магазине срок для такого возврата составляет 14 дней, то в случае пользования услугами интернет-магазина он может составлять и 3 месяца в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара.
Конечно, сам покупатель тоже должен вести себя разумно. Так, нельзя ставить вопрос о возврате, если приобретенный товар надлежащего качества обладает строго индивидуально-определенными признаками и предназначен исключительно для обслуживания конкретного покупателя.

Таким образом, дистанционный способ удобен во многом – избавляет покупателя от бумажно-договорной волокиты, чем облегчает процедуру заказа и в большинстве случаев – оплаты, дает дополнительные возможности при отказе от товара и расторжении договора. Вместе с тем, такой способ возлагает повышенную ответственность на продавца, обязывая его с максимальной полнотой изложить всю необходимую информацию о товаре и его потребительских свойствах при размещении предложений о его продаже.

Вернуться в раздел Советы юриста