ФИРМОЙ НЕ ИСПОЛНЕНЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: СТОИТ ЛИ «ТЕРЕБИТЬ» ДИРЕКТОРА?


АКЦИЯ. СКИДКИ НА УСЛУГИ ДО КОНЦА ГОДА

18/09/2014

Многие сталкиваются с проблемами неисполнения обязательств. Скажем, заключен договор подряда на строительство садового дома – подрядчик взял аванс (предоплату), а все «строительство» окончилось лишь складированием на участок заказчика стройматериалов. Или, что, к сожалению, иногда встречается в сфере оказания юридических услуг, – взял исполнитель деньги, а к выполнению задания заказчика не приступал. И в том, и в другом случае заказчик начинает требовать возврата денег у директора, а то и у менеджера, при этом рассуждая так: ведь это я лично тебе деньги заплатил, значит, ты и должен их вернуть. Никакие аргументы не действуют, доходит порой и до криминала: «обиженный» заказчик узнает персональные данные директора или менеджера, является к нему домой и … Но всегда ли прав в такой ситуации заказчик?

Низкий уровень правовой культуры приводит к тому, что заказчик начинает мыслить сугубо конкретно – деньги должен вернуть тот, кому я передал их в руки. При этом не учитывается, что исполнителем (подрядчиком) по договору является фирма – понятие для клиента абстрактное, а не конкретное лицо – директор или менеджер. Последние лишь подписали договор, ну и, может быть, приняли оплату, оформив соответствующий платежный документ. При этом они – директор и (или) менеджер действовали опять-таки не от своего имени, а от имени фирмы, то есть выступили в качестве ее представителей перед клиентом (заказчиком). Менеджер, скорее всего, действовал на основании доверенности, ну, а директор (руководитель) – представитель фирмы в силу закона, ему и доверенность не требуется. Положения же закона таковы, что права и обязанности, вытекающие из сделок, совершенных представителем с третьими лицами, возникают непосредственно у доверителя. Доверителем является фирма, соответственно, если условия договора не исполняются подрядчиком или исполнителем, заказчик должен предъявлять претензии материального характера непосредственно к фирме, а не к тому конкретному лицу, чья подпись стоит на договоре или на приходном кассовом ордере. Только в этом случае – при обращении в суд – заявленные требования будут удовлетворены. Директор же будет являться ненадлежащим ответчиком и если истец не заявит о его замене, в иске однозначно и правомерно будет отказано.

Можете не сомневаться – директор тоже получит свое. Ведь он – руководитель, отсюда, он отвечает за нормальную деятельность фирмы и за то, чтобы ей не приходилось ни за что «краснеть» перед клиентами. А если плохо руководил и фирме пришлось возвращать деньги недовольному клиенту, значит, причинил фирме убытки. И тогда уже фирма, вернув эти самые деньги клиенту, предъявляет требования к нерадивому директору о возмещении материального ущерба (убытков) в порядке регресса в размере возвращенных денег.

В этой статье речь идет только о гражданско-правовой ответственности в виде обязанности вернуть так называемое неосновательное обогащение, исполненное клиентом по расторгнутому договору, возместить убытки в виде реального ущерба или упущенной выгоды. Если же вести речь об уголовной ответственности, то в отличие от ряда западноевропейских стран, в России фирмы не подлежат уголовной ответственности. Ей подлежат только физические лица. Отсюда, если удастся доказать, что при заключении договора и получении денег фирма заведомо не могла исполнить принятые обязательства, директор знал об этом и, следовательно, эти обязательства исполнять от имени фирмы не собирался, – да, должно быть возбуждено уголовное дело по факту мошенничества или причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Приговором суда директор будет признан виновным в совершении преступления и осужден, а вот гражданским ответчиком будет опять же возглавляемая им фирма. И за этой фирмой сохраняется право поставить вопрос о возмещении с директора убытков в порядке регресса в рамках гражданского судопроизводства.

Отсюда, не лишним будет напомнить некоторым клиентам недобросовестных фирм – не мыслите конкретно, сводя все «стрелки» на конкретного менеджера. Помните, что договор у вас с фирмой, а, значит, и требовать что-то вы должны только у фирмы. В конце концов, директор может и смениться, вообще перестать иметь отношение к фирме. Сама же она останется и не зависимо от того, что теперь ей руководит не гражданин Иванов, как ранее, а гражданин Сидоров, она продолжает нести ответственность перед вами. От нее и требуйте. А она уже в свою очередь, потребует от Иванова или Петрова.

Вернуться в раздел Советы