ЧТО ТАКОЕ ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЯ И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА

04/03/2018

Одним из способов преодоления нуждаемости в улучшении жилищных условий являются всякого рода государственные (муниципальные) жилищные программы. В частности, в Республике Татарстан существует так называемая «социальная ипотека» (в ряде других регионов есть ее аналоги). Суть программы заключается в том, что лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, региональная власть предоставляет жилищный фонд – квартиру, дом, под выплату взносов, составляющих стоимость жилья. После выплаты следует регистрация права. Все это время, пока выплачиваются взносы, осуществляется строительство жилья. Есть определенные параллели с классической, банковской ипотекой, но те так высока процентная ставка. С другой стороны, поскольку «социальная ипотека» является государственной (муниципальной) программой, она связана с определенными бюрократическими формальностями. Одной из такой формальностей является перерегистрация.

Чтобы более-менее было ясно, что это такое, напомню, что основанием для участия в программе «социальной ипотеки» является нуждаемость в улучшении жилищных условий. Критерии нуждаемости подробно описаны в Жилищном кодексе РФ, а потому нет смысла останавливаться на каждом из них подробно. Если говорить общими словами, нуждаемость – это та ситуация, когда у человека и членов его семьи фактически нет своего жилья, а если и есть – то по объективным причинам проживать в нем невозможно или крайне затруднительно. Так вот если человек отвечает критериям нуждаемости, он обращается с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления, представляет им подтверждающие документы, а те уже решают – признавать его нуждающимся или не признавать. Если признали – ставят на учет и заводят учетное дело с уникальным номером. Постановка на учет в качестве нуждающегося дает право на участие в программе «социальной ипотеки».

Итак, гражданин со своей семьей признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, стал участником программы «социальной ипотеки». Основными документами, удостоверяющими участие в такой программе, являются договор социальной ипотеки и так называемый предварительный протокол участия в выборе и передаче собственной квартиры, где эта самая квартира и обозначается. Как раз с того момента, когда была определена «социально-ипотечная» квартира, и до того момента, как подписаны документы на заселение в нее, у гражданина и его семьи возникает обязанность пройти ту самую перерегистрацию, о которой я и говорю. У нее есть нормативный срок – 90 дней (3 месяца) с момента подписания протокола выбора квартиры.

Для чего нужна перерегистрация? Смотрите выше – что является основанием для постановки на учет и для участия в программе «социальной ипотеки»? Правильно – нуждаемость в улучшении жилищных условий. На момент постановки на учет и на момент участия в программе гражданин и члены его семьи таковыми являлись – иначе ни о каком учете и участии речи бы просто не шло. Но вот проходит более-менее длительное время: подписывается договор, проводится конкурс, подписывается предварительный протокол участия, наконец, кульминация – определяется долгожданное жилье. За такой промежуток времени много чего может измениться. Гражданин может получить наследство в виде жилой площади. Членам семьи этого гражданина может быть подарено жилье. Встречаются случаи, когда, состоя на учете, граждане сами, за свои средства покупают жилье. При этом продолжают формально оставаться нуждающимися в улучшении жилищных условий, участниками программы «социальной ипотеки», платить предусмотренные взносы. Фактически же в результате подобных событий нуждаемость утрачивается. Вместе с ней утрачивается право состоять на учете, быть участником программы «социальной ипотеки». Вот как раз для того, чтобы подтвердить такое право, и нужна перерегистрация. Если во время таковой выяснится, что ситуация не изменилась – по сравнению с той, как было на момент постановки на учет, перерегистрация пройдена. Если же что-то не то – появилась дополнительная жилплощадь, или были совершены действия, расцененные как намеренное ухудшение жилищных условий, – следует отказ в перерегистрации, а за ним – и снятие с учета. Не случайно законодательство устанавливает, что перерегистрация осуществляется в том же порядке, что и постановка на учет! Любое решение, принятое в момент перерегистрации и по ее итогам – положительное либо отрицательное – может быть обжаловано.

Я не случайно упомянул о нормативном сроке перерегистрации – 90 дней. Как только подписан протокол, в котором определена квартира, этот срок начинает исчисляться. Его пропуск, то есть игнорирование обязанности проходить перерегистрацию, влечет меру ответственности – в этом случае человек автоматически исключается из числа участников программы и снимается с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Причем не имеет тут уже значения – улучшились ли, ухудшились ли его жилищные условия, либо остались такими же, как тогда, когда он был поставлен на учет. Главное – не выполнена обязанность перерегистрации, и в результате этого орган местного самоуправления не смог проверить – нуждается ли человек далее в жилье или уже не нуждается. Если исключили из числа «нуждающихся» по причине непрохождения перерегистрации, то восстановиться можно только по решению суда. И здесь придется доказывать уважительность причин пропуска срока, несущественность нарушения и другие моменты.

Вернуться в раздел Советы