БУДЬТЕ КРАТКИМИ!

22/01/2015

Достаточно часто приходилось наблюдать самому, да и многие клиенты жалуются на то, что при рассмотрении судами дел в апелляционной инстанции, состав суда будто и не ознакомился с поданной жалобой. Много сказать судьи не дают, в совещательной комнате «заседают» от силы минуту, а в итоге – такое ощущение, что вопрос предрешен еще до заседания, а апелляционное определение – написано заранее, чаще всего – об оставлении решения суда без изменения.

Причина подобному явлению, на самом деле, одна – слишком длинный, перенасыщенный ссылками на законодательные акты и фактические обстоятельства дела текст апелляционной жалобы. То же, в связи с чем действительно сторона обратилась в суд апелляционной инстанции, в такой «каше» теряется и вычленить это подчас очень сложно. Учитывая огромное количество поступивших апелляционных жалоб и назначенных к рассмотрению в апелляционной инстанции дел, у судьи-докладчика при подготовке к процессу просто не остается ни терпения, ни сил, моральных и физических. Ему в такой ситуации проще переписать решение суда первой инстанции без внесения в него каких-либо корректив. Конечный итог – недовольство подателя жалобы. Еще более худший вариант – перегрузить апелляционную жалобу эмоциональными зарисовками, которые зачастую напрочь «съедают» саму суть обращения в апелляцию.

Избежать такой ситуации возможно только одним способом – составить жалобу как можно короче, объемом на один, максимум, на полтора листа формата А4. Обратите внимание, что закон (часть 1 статьи 322 Гражданского процессуального кодекса РФ) требует указать только требования лица, подающего жалобу, а также основания, по которым оно считает решение суда неправильным. И, в общем-то, все, никаких ссылок на нормативные акты, иные пространные рассуждения о неправильности решения закон не требует. Вот и следуйте этому правилу – излагайте саму суть, проще говоря, – почему считаете, что суд первой инстанции допустил ошибку. Уверен, изложение самой сути займет максимум предложений 5 – 6.

Но и при изложении только сути рекомендую придерживаться некоторых правил. Предположим, решение оспаривается по нескольким основаниям, ряд из которых действительно характеризуют это решение как необоснованное и подлежащее отмене (изменению), а ряд – вообще не имеет никакого правового значения, в принципе. В таких случаях в первую очередь в жалобе нужно указать на первую группу обстоятельств – тех, которые действительно приведут к отмене (изменению) решения. Изучение судьей-докладчиком содержания апелляционной жалобы начнется именно с них, и он сразу составит об обжалуемом решении «правильное» впечатление. Если же «выпятить» вперед то, что на правильность решения не влияет, судья-докладчик возьмет за основу именно это и, соответственно, настроится оставить решение без изменений. Человеку, не имеющему специального юридического образования, очень трудно, а чаще всего невозможно самостоятельно определить, о чем же написать в первую очередь. Приходится действовать наугад (если угадал – хорошо), а лучше, конечно, – прибегнуть к помощи юриста-специалиста, который с большей долей вероятности сможет оценить перспективность утверждения или отмены решения в суде апелляционной инстанции и, соответственно, подсказать, что именно описать в жалобе в первую очередь, что – во вторую, а чего – не затрагивать вообще.

Выступая в суде апелляционной инстанции, стороне, подавшей жалобу, в первую очередь нужно заострить внимание судей на том, что изложено в первую очередь, то есть на том, что действительно может оказать влияние на решение. Скажу больше – достаточно сказать только это, буквально, в 2 – 3 предложениях. Зачитывать целиком текст жалобы не нужно, да и состав суда, перегруженный делами, вам просто не позволит это сделать – скажут, что ваша позиция понятна и без того, а могут и просто ограничиться вопросом – есть что добавить к изложенному в жалобе? Если нечего – суд удаляется в совещательную комнату.

Поэтому еще раз процитирую классика: «краткость – сестра таланта». Описывайте в жалобе только то, что действительно важно, и выступайте, акцентируя внимание только на важном. Шансы на удовлетворение жалобы при таком подходе возрастают и весьма существенно.

Вернуться в раздел Советы